20 отечественных фильмов,
которые рекомендует
Гарвард
Не так давно Гарвардский университет опубликовал список знаковых
кинофильмов, в который вошли 20 русских картин. Всем, кто претендует на
кандидатскую степень в киноведении, их нужно обязательно посмотреть. Кинокритик
Дмитрий Карпюк объяснил, чем так хороши эти картины и почему их столь высоко
оценили в Гарварде.
«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год), режиссер —
Дзига Вертов
Не совсем понятно, как их можно рассматривать отдельно. Оба фильма подобны
бездонному цилиндру фокусника — все возможные кунштюки и технические трюки были
придуманы еще в 20-е годы Вертовым, а современные режиссеры восхищаются и
заимствуют их до сих пор.
«Броненосец “Потемкин”», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1925)
Один из лучших, если не лучший фильм всех времен и народов по мнению многих
авторитетных критиков, режиссеров и простых зрителей. Киноведам, безусловно,
будет интересен новаторский монтаж и расхватанная на цитаты сцена расстрела на
одесской лестнице, но один из самых ярких и болезненных образов в фильме —
пробуждение матросов броненосца от рабского сна после того, как их попытались
накормить червивым мясом. После такого угощения они словно прозревают самую
суть своего существования и вырываются из кокона апатии и послушания. Все
остальное уже история, в том числе и история кино.
«По закону», режиссер — Лев Кулешов (1926)
В этой экранизации рассказа Джека Лондона «Неожиданное» Кулешов построил
Юкон на Москве-реке. В первую очередь фильм знаменателен сочетанием рваного
монтажа и длинных планов, но даже если отвлечься от технических нюансов, он до
сих пор смотрится как минимум с интересом из-за моральной дилеммы — устроить
над убийцей самосуд или отдать его в руки закона.
«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год), режиссер —
Всеволод Пудовкин
Первый фильм — экранизация Максима Горького и одно из самых больших
достижений советского кино. Пронзительная история про семью из
отца-черносотенца, сына-революционера и любящей матери, гибнущей с красным стягом
в руках под копытами конных жандармов. Второй — тоже политический фильм про
борьбу большевиков с миром капитала, крах империи через трагедию маленького
человека. Роднит их не только отсутствие звука, призыв «пой, революция!» и
завораживающее использование мультиэкспозиции, но и актер Александр Чистяков. В
одном фильме он сыграл отца-тирана с бородой Пана, а в другом — рабочего,
руководящего штурмом Зимнего дворца.
«Турксиб», режиссер — Виктор Турин (1929)
Немая, динамичная и полная энергии документалка в пяти частях и с
хронометражем меньше часа о строительстве хлопкового пути СССР —
Туркестано-Сибирской магистрали. Любопытно, что режиссер Виктор Турин в
революционные годы посещал университет в Массачусетсе и вернулся только в 1922
году, пропустив самое важное для страны время.
«Андрей Рублев», режиссер — Андрей Тарковский (1966)
Бытописание великого иконописца представляет собой по сути альманах
связанных сквозной сюжетной линией притч, где можно увидеть и христианские
мотивы, и тему взаимоотношения власти и искусства. Однако прежде всего это
кино, показывающее, из какой грязи и крови рождается искусство. Горящая корова,
ослепленные мастера, разбредшиеся по лесу, Никулин, захлебывающийся кипящей
смолой, — все обернется чередой икон в цветном финале черно-белого фильма.
Каждую из них можно долго рассматривать и находить в ней фрагмент из только что
просмотренной картины.
«Король Лир», режиссер — Григорий Козинцев (1970)
«В смутные года идет всегда слепец за сумасшедшим…» Ни грамма фальши в
актерской игре (Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом, особенно прекрасен), ни
одного слабого кадра — последний фильм Козинцева, снявшего, кстати, перед этим
отменного «Гамлета», не зря попал в этот список. В прихотливых ракурсах и в
сочетании света и тени при желании можно увидеть отголоски Ингмара Бергмана с
Орсоном Уэлсом и очевидную схожесть с «Андреем Рублевым», но прежде всего это
лучшая экранизация Шекспира в истории русского кино.
«Земля», режиссер — Александр Довженко (1930)
Немое кино про то, как в период коллективизации в деревню привезли трактор,
кулакам это не понравилось, и они убили молодого коммуниста Василя. В пересказе
звучит не очень увлекательно, но чего стоит один только танец подгулявшего
Василя на ночной дороге, словно попавший в картину из «Заколдованного места». А
монтаж сцены работы крестьян в поле? А похороны Василя, которые превращаются в
митинг, «без попов и без дьяков», с «новыми песнями про новую жизнь»? А
исступленный кулацкий танец на фоне торчащих из земли крестов? Пробирающий до
кости сплав поэзии и реализма, Платонова и Гоголя, лирический взгляд на слом
старого уклада и приход нового времени.
«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год), режиссеры —
Михаил Калатозов и Григорий Чухрай
Два красивейших фильма о любви и войне, один — поэма в прозе, второй —
баллада, как и сказано в названии. В заслуженно получивших «Золотую пальмовую
ветвь» в Каннах «Журавлях» можно бесконечно восхищаться операторской работой
Сергея Урусевского и любоваться на лицо Татьяны Самойловой. Фильм полон лиризма
шестидесятых, романтики, входящей в клинч с эстетикой итальянского неореализма.
Однако скромная, нежная и полная гуманизма картина Чухрая про путешествие
солдата, который отправился в увольнительную повидать мать и по дороге
влюбился, ранит больнее и остается в сердце зрителя дольше. Впрочем, тут все
субъективно.
«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год), режиссер —
Сергей Параджанов
«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее
смерти, по новелле украинского писателя Михаила Коцюбинского. Можно долго
говорить о столкновении в фильме языческого и христианского мировоззрений и о
фольклорных мотивах. Но, чтобы проникнуться, достаточно посмотреть на маски, на
финал с похоронами, на потрясающую сцену убийства, когда кровь заливает
объектив камеры великого оператора Юрия Ильенко.
«Цвет граната» — фантасмагория, ожившая палитра красок, взгляд на внутренний
мир средневекового армянского поэта Саят-Новы. Здесь сюжет отступает перед
формой на задний план, но это никак не мешает передаче настроения. У
Параджанова, как ни у кого другого, получалось сочинять поэзию в кино.
«Александр Невский», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1938)
Да, агитационный фильм, зато какой! Внушительные сцены сечи, «фирменный»
эйзенштейновский монтаж, симбиоз картинки и гениальной музыки Сергея
Прокофьева. Чего стоит момент, когда на горизонте появляется лавина тевтонских
рыцарей и звуки бубнов и дудок сменяются мрачно—величественной, почти церковной
музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей
стороне, и все немцы уйдут под лед.
«Иван Грозный», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1944)
Здесь прекрасно все — от сильнейшего образа и игры Николая Черкасова,
костюмов и декораций до снятого в цвете танца опричников во второй, не
понравившейся Сталину и запрещенной к показу части фильма (странно, что в список
попала только первая серия фильма). Сейчас некоторые нюансы актерской игры
могут казаться слегка комичными, но перед ощутимой, нешуточной мощью картины
отпадают любые вопросы.
«Обыкновенный фашизм», режиссер — Михаил Ромм (1967)
Шедевр Ромма рекомендуется для просмотра не только документалистам и
киноведам — сочетание жутких кадров, едкого закадрового комментария и бравурной
музыки до сих оказывает очень сильный эффект.
«Война и мир», режиссер — Сергей Бондарчук (1967)
Масштабнейший советский фильм и, как к нему ни относись, безусловно смелая
попытка Бондарчука экранизировать неподъемный роман русского классика.
«Восхождение», режиссер — Лариса Шепитько (1976)
Военное кино по повести Василя Быкова «Сотников» поднимает важнейшие
моральные вопросы и в какой-то момент превращается в библейскую притчу. Музыка
Альфреда Шнитке, игра Гостюхина, Плотникова и Солоницына и режиссура гениальной
Ларисы Шепитько в буквальном смысле вынимают душу.
«Ностальгия», режиссер — Андрей Тарковский (1983)
«Итальянский» фильм Тарковского по сценарию Тонино Гуэрра с Олегом Янковским
в главной роли полон классической музыки, обрывков из стихов,
многозначительности и тумана в прямом и переносном смысле. Его можно любить или
не любить (в конце концов, именно отсюда родилась «тарковщина», испортившая
многих начинающих режиссеров), но в данном случае это настоящее искусство, без
всяких кавычек.
«Русский ковчег», режиссер — Александр Сокуров (2002)
Фильм безусловно заслуживает внимания из-за технического приема, который
Сокуров делает краеугольным камнем всей конструкции. Да, фильм снят одним
планом, без монтажных склеек — в течение полутора часов камера путешествует по
Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России, и это как минимум красиво.
Источник: http://ribalych.ru/2016/02/23/20-otechestvennyx-filmov/
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!